VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовое регулирование финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014584
Тема: Правовое регулирование финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности
Содержание
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ НА ТЕРРИТОРИИ
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Поэтапное возникновение и развитие правового регулирования финансового контроля в Оренбургской области

1.2. Зарождение понятия и основ финансового контроля как правового института в сфере инвестиционной деятельности

1.3. Правовое регулирование основных принципы финансового контроля в системе инвестиционной политики 

Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Субъекты, осуществляющие  финансовый контроль в сфере инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области

2.2. Правовые особенности предварительного, текущего и итогового финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности, проводимого на территории Оренбургской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



ВВЕДЕНИЕ

	Актуальность темы исследования. Окунувшись в историю, можно заметить, что Российская экономика ни когда не стояла на месте. Упорно и верно продвигаясь вперед экономическое развитие современной России предполагает расширение правовых подходов к системным преобразованиям в области инвестиционной деятельности. Российская Федерация стремится укрепить свой статус как правовое государство, в рамках которого невозможно беспорядочное и бесконтрольное движение финансовых ресурсов, следовательно, правовая политика государства определяется высоким уровнем финансового контроля со стороны не только государства, но и народа. Немаловажным источником формирования доходов бюджета не только государства в целом, но и муниципалитетов служат инвестиции. Для любого государства инвестиционные процессы имеют существенную значимость в развитии экономики в стране и следовательно всегда будет актуален вопрос правового регулирования финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности.                                        	
	В настоящее время нет достаточно полной правовой нормы или правового обеспечения финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности, следовательно это  затрудняет развитие экономики в целом Российской Федерации. Нормы, которые содержаться в отдельных правовых актах, таких как Бюджетный кодекс РФ, оказываются недостаточными для детального правового регулирования финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности в связи с их неточностью и двусмысленностью. 	Руководство инвестиционными процессами требует пошагового контроля, четкого правового регулирования и отлаженной работы иерархической системы власти. Если убрать хоть один элемент из данной цепочки, то государственная экономика пойдет на спад. Следствием этого послужит отток капитала и снижение прибыли хозяйствующих субъектов. 	
	Вышеизложенное объясняет необходимость правового регулирования финансового контроля именно в затронутой сфере – инвестиционной деятельности осуществляемой на территории Оренбургской области, свидетельствует о востребованности заявленной темы с научно-теоретических и практических позиций.
	Степень научной разработанности темы. Выявление и определение финансово- правовых аспектов понятия «правовое регулирование финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности осуществляемой на территории Оренбургской области» требует разностороннего исследования. До настоящего момента отсутствовали труды всестороннего научного рассмотрения с правовой стороны содержание понятия «правовое регулирование финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности осуществляемой на территории Оренбургской области» и основ правового регулирования такого вида контроля. Учеными изучались лишь отдельные вопросы, к числу таких изысканий можно отнести работы К.А. Смирнов, В.Е. Кириллина, Е.А., Д.Е. Фадеев, Я.С. Клейменова, в которых нашли свое отражение лишь определенный круг вопросов.


Вопросы принципов финансового контроля затрагивались в исследованиях следующих ученых: Г.Ю. Царегородцева, Т.Е. Гварлиани, С.В. Черемшанов.
Изучению основ правового регулирования финансового контроля посвящены работы: С.О.Шохин, Е.Ю.Грачева, А.А. Ялбулганов, И.А. Белобжецкий, М.В. Чиненова.
Рассмотрению специфики предварительного, текущего и итогового финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности, посвятили свои труды: А.А.Козлов, Е.Н. Барикаев, В.Н.Кузнецов, Н.В.Миляков.
Особо следует отметить труды, посвященные проблемам финансового контроля, ученых-экономистов В.В. Бурцева, Л.Н. Овсянниковой.
В науке финансового права отсутствуют разработки мировозренческих основ правового регулирования финансового контроля, в том числе таких вопросов, как правовое регулирование финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности на местах.
Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом исследования выступают отношения, возникающие в процессе правового регулирования финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности.	Предметом исследования являются нормы правовой и  финансовой отраслей права в качестве законодательной базы, упорядочивающей правовое регулирование финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности на местах.
Цель и задача исследования. Цель исследования состоит в формировании теоретических основ финансово-правового регулирования и  контроля в сфере инвестиционной деятельности проводимой на территории Оренбургской области и разработке практических предложений, направленных на совершенствование правового регулирования финансового контроля за направлением инвестиций.
	Цель диссертационного исследования предопределила необходимость решения следующих задач:
	исследование возникновения правового регулирования финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности в системе финансового права;
	выявление правовой природы финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности;
	определение основных принципов правового регулирования финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности;
	детекция особенностей инвестиций как объекта финансового контроля;
	формулирование понятия « правовое регулирование финансового  контроля в сфере инвестиционной деятельности»;
	разработка и классификация видов правового регулирования финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности на местах;
	установление субъектов, осуществляющих финансовый контроль в сфере инвестиционной деятельности в муниципалитетах;
	раскрытие особенностей предварительного, текущего и итогового финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности, проводимых в Оренбургской области;

	выявить и обоснование предложений и рекомендаций по дополнению действующего российского законодательства о правовом регулировании финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности, проводимых на местах, направленных на совершенствование механизма его правового регулирования.
	Методологическую основу исследования образуют общенаучные и частнонаучные методы познания.
В качестве общенаучных методов, были использованы: исторический, диалектический, анализа и синтеза, системно-структурный, методы индукции и дедукции. Определить и выделить природу финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности стало возможным благодаря диалектическому методу познания, с помощью анализа удалось выделить различные подходы к решению проблемных вопросов в рассматриваемой теме исследования. Для выделения основных этапов становления и развития правового регулирования финансового контроля использовался метод исторического анализа.  Чтобы четко выделить значение правового регулирования финансового контроля в системе финансового права, в сфере инвестиционной деятельности, был использован  системно-структурный метод. 
	В числе частнонаучных методов познания применялись: нормативно-логический, сравнительно-правовой, формально- юридический. Нормативно-логический метод применялся при разработке научного понятия « правовое регулирование финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности». При сравнении таких понятий как «инвестиции» и «инвестиционная деятельность», « надзор» и «контроль» использовался сравнительно- правовой метод.  Для анализа действующего на данный момент законодательства РФ был использован формально-юридический метод, регламентирующего финансовый контроль в сфере инвестиционной деятельности. 

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют фундаментальные положения, содержащиеся:
в работах отечественных правоведов в области общей теории права, в частности, Н.И. Матузова, А.В. Малько, М.С. Студеникиной;
в трудах ведущих специалистов в области финансового права и финан- сового контроля – Е.Ю. Грачевой, М.В. Карасевой, Ю.А. Крохиной, И.Б. Ла- гутина, Н.В. Неверовой, Е.Н. Пастушенко, Е.В. Покачаловой, Н.А. Саттаро- вой, Т.А. Серебряковой, Э.Д. Соколовой, С.В. Степашина, Р.О. Халфиной, Н.И. Химичевой, А.А. Ялбулганова и др.;
в работах ученых-административистов – Н.М. Конина, В.М. Манохина, Ю.Н. Старилова и др.
Основам государственного финансового контроля посвящены труды: Е.Ю.  Грачевой,  С.В.  Запольского,  Ю.А.  Крохиной,  И.Б.  Лагутина,  Ю.М. Литвиновой, Е.В. Покачаловой, Н.А. Саттаровой, С.В. Степашина, О.В. Тагашевой, Е.Е. Фроловой, Н.И. Химичевой, А.И. Худякова, А.А. Ял- булганова и др.
Вопросы инвестиционной деятельности исследовались в работах таких ученых, как: О.М. Антипова, Е.В. Бехтерева, А.Д. Бубенщиков, А.Ю. Власо- ва, Э.М. Гильманов, В.В. Гущин, В.В. Долинская, Н.Г. Доронина, А.В. Май- фат, Н.С. Мартынов, А.А.  Овчинников,  Т.А.  Серебрякова,  П.В.  Сокол,  Т.В. Соколова, Е.В. Терехова, В.А. Трапезников, И.З. Фархутдинов.
Важной составляющей исследования стали фундаментальные исследо- вания финансового контроля конца XIX –  начала  XX  века:  Д. Львова,  М.М. Сперанского, М.Н. Тихомирова.
Особый интерес по данной проблематике вызвали труды ученых- экономистов, посвященных проблемам финансового контроля: Н.Т. Белу-  хи, И.А. Бланка, В.В. Бурцева, А.Д. Касатовой, Е.А. Кочерина , Н.Н. Ма- тиенко, В.И. Подольского, М.И. Римера, Г.Н. Серякова, А.А. Слотюка, М.В. Чиненова.

Нормативную основу исследования составили международные нор- мативно-правовые акты, Конституция РФ, Федеральные законы «О Счетной палате Российской Федерации»1, «Об инвестиционной деятельности в Россий- ской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»2, «Об аудиторской деятельности»3, подзаконные нормативные правовые акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, правовые акты Банка Рос- сии, касающиеся правовой регламентации финансового контроля в сфере ин- вестиционной деятельности.
Эмпирическая база исследования  включает акты  судебных органов, в том числе акты Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, иную правоприменительную практику, статистические и другие данные.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем впервые на основе проведенного комплексного анализа разработаны концептуаль- ные основы правового регулирования финансового контроля в сфере и н- вестиционной деятельности. В работе выявлена правовая природа назван- ного вида финансового контроля. В результате анализа действующего за- конодательства сформулированы предложения по его совершенствованию. Предложена авторская классификация видов и органов финансового кон- троля, осуществляемого в сфере инвестиционной деятельности.
Диссертационное исследование содержит решение научной задачи, ко- торая заключается в комплексном анализе понятия и правовой природы финан- сового контроля в сфере инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории  Российской  Федерации;  выявлении  его  сущности  и  финансово-

1 См.: Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ   (с изм. от  4 ноября 2014 г. № 341-ФЗ) // СЗ РФ. 2013. № 14, ст. 1649;
2014. № 45, ст. 6151.
2 См.: Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федера- ции, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ     (с изм. от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ) // СЗ РФ. 1999. № 9, ст. 1096; 2013. № 52, ч. 1,
ст. 6961.
3   См.: Федеральный  закон  «Об  аудиторской  деятельности»  от  30  декабря  2008 г.
№ 307-ФЗ  (с изм. от 1 декабря 2014 г. № 403-ФЗ) // СЗ РФ. 2009. № 1, ст. 15; 2014. № 49,
ч. 6, ст. 6912.

правовых аспектов; обосновании особенностей правового регулирования фи- нансового контроля в сфере инвестиционной деятельности; выработке направ- лений решения проблемных вопросов.
Научная новизна диссертационного исследования находит непосред- ственное выражение в следующих основных положениях, отличающихся новизной или содержащих элементы новизны, выносимых на защиту:
Обосновано, что финансовый контроль в сфере инвестиционной дея- тельности является институтом финансового права, объединяя правовые нор- мы, содержащиеся в различных нормативно-правовых актах, регулирующих особую сферу однородных отношений.
Предложено авторское определение понятия «финансовый контроль в сфере инвестиционной деятельности» – деятельность публичных образо- ваний, организаций и физических лиц по осуществлению различных форм контрольных мероприятий в отношении совершаемых операций по извлече- нию прибыли, получаемой от вложения средств в развитие объектов граж- данских прав, и процесса обеспечения законности функционирования контролируемых субъектов, нацеленная на выявление и устранение нарушений в их инвестиционной деятельности.
Разработаны авторские дефиниции понятий «контроль» и «надзор», являющихся базовыми для формулирования финансово-правовых дефини- ций финансового контроля и финансового надзора.
Финансовый контроль – это деятельность публичных образований, организаций и физических лиц по осуществлению различных форм кон- трольных мероприятий, нацеленная на выявление и устранение наруше- ний финансовых показателей у подконтрольного субъекта.
Финансовый надзор – это деятельность государственных органов вла- сти по реализации процесса обеспечения законности деятельности прове- ряемых объектов (предприятий, организаций, учреждений).

В результате исследования генезиса финансово-правового института финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности в системе финансового права установлены 8 этапов его развития:
1-й этап «Зарождение финансового контроля» – с 1656 по 1795 год, характеризуется учреждением и действием первого государственного орга- на финансового контроля – Приказа счетных дел, изданием одного из пер- вых законодательных актов, регламентирующих финансово-контрольную деятельность;
2-й этап	«Расширение полномочий органов финансового контроля»
с 1705 по 1892 год, отличается приданием органам финансового контроля новых властных полномочий по осуществлению контроля не только доку- ментов, но и подконтрольных субъектов;
3-й этап «Законодательное закрепление финансового контроля» – с  1892 по 1906 год, характеризуется принятием первого законодательного акта об органе финансового контроля – Закона «О Государственном кон- троле» (28 апреля 1892 г.), закреплением полномочий органа в правовом акте, что придало официальный статус не только учреждению, но и всей системе в целом;
4-й этап «Формирование партийно-государственных органов финансово- го контроля» – 1906–1946 гг., обусловлен высокой степенью сменяемости ор- ганов партийного, партийно-государственного и государственного контроля, широкий круг полномочий которых не оправдывал результативность работы;
5-й этап «Деятельность социалистических органов финансового кон- троля» – 1946–1991 гг.; в его рамках выделяется деятельность Министерства государственного контроля с 1946 по 1957 год и Комитета народного кон- троля СССР с 1965 по 1991 год. Наделение государственного финансового контроля широким кругом прав, начиная с проведения ревизий и экспертиз и заканчивая изданием постановлений, позволило улучшить его качество;
6-й этап «Переходный этап деятельности органов финансового кон- троля» – 16 мая 1991 г. – 11 января 1995 г., с момента начала функциониро-

вания Контрольной палаты СССР до образования Счетной палаты РФ, факти- чески заменившей контрольный орган СССР. Следует особо выделить 26  июня 1991 г., дату принятия Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельно- сти в РСФСР» – первого нормативного акта, законодательно закрепившего правовое положение инвестиций;
7-й этап «Формирование правовых институтов предметного финансо- вого контроля» – 11 января 1995 г. – 23 июля 2013 г., обусловлен ростом уровня развития финансового контроля. Значительную роль в этом процессе играет деятельность Счетной палаты РФ, поэтому указанный период необхо- димо отсчитывать с 1995 г., с начала работы ведомства. Этапу свойственно формирование предметного финансового контроля в зависимости от харак- теристики контролируемых объектов (бюджетный контроль, налоговый кон- троль, валютный контроль).
Несмотря на установление системы финансового контроля во многом благодаря действию данного органа, со временем стала наблюдаться стагна- ция в развитии финансово-контрольной деятельности, прежде всего ввиду от- сутствия регулирования ее правового положения;
8-й этап «Совершенствование механизма финансового контроля»  –  с 23 июля 2013 г. по настоящее время, ознаменован внесением в Бюджет- ный кодекс РФ значительных изменений, укрепивших неустойчивое положе- ние финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности: определе- ны виды государственного (муниципального) финансового контроля, его объекты, методы осуществления, полномочия органов власти по реализации контроля.
Сформулирован авторский принцип защиты прав и законных интере- сов инвестора посредством предоставления льгот, преимуществ, привилегий. Совокупность таких гарантий и льгот можно подразделить на материальные и моральные; материальные стимулы выступают как гарантии, предоставля- емые отечественным и иностранным инвесторам (например, налоговые льго-

ты); моральные стимулы представляют собой поощрения, позитивные психо- логические условия осуществления инвестиционной деятельности.
Разработана классификация финансового контроля в сфере инвести- ционной деятельности в зависимости от этапа инвестиционного процесса:
финансовый контроль начальной инвестиционной (проектной) стадии, включающий –
а) финансовый контроль финансового плана инвестиционного проекта, его экономического обоснования;
б) финансовый контроль инвестиционного проекта, в том числе анализ возможных рисков;
финансовый контроль непосредственно инвестиционной стадии (инве- стирования) –
а) финансовый контроль процессов, связанных с объектом инвестирова- ния, начиная с затрат на его создание (приобретение), содержание, заканчи- вая контролем за вложенными средствами, их движением и правильным направлением, а также соблюдением установленных сроков и соответствием финансового плана текущим показателям инвестирования;
б) финансовый контроль прибыли, являющейся итогом инвестирования.
Разработаны определения составных элементов финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности:
метод финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности – это способ сопровождения контрольной процедуры, избираемый при осу- ществлении той или иной формы финансового контроля в сфере инвестици- онной деятельности;
вид финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности – это внутреннее выражение характера финансового контроля в сфере инвестици- онной деятельности;
форма финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности – это внешнее выражение характера финансового контроля в сфере инвестици- онной деятельности, заключающееся в порядке проведения контрольной

процедуры в зависимости от его вида, проявляющееся в проверке, ревизии, обследовании, санкционировании операций, экспертизе инвестиционного проекта.
Разработана классификация видов финансового контроля в сфере ин- вестиционной деятельности:
по формам контроля – ревизионный контроль, проверочный контроль;
по виду объекта контроля – контроль объекта, для которого экспертиза инвестиционного проекта обязательна или необязательна;
по происхождению контролируемых инвестиций – контроль отечествен- ных либо иностранных инвестиций;
по форме собственности контролируемых субъектов – контроль госу- дарственных органов, контроль государственных и негосударственных ор- ганизаций;
по стадии инвестирования, в процессе которой применяется контроль – контроль начальной инвестиционной (проектной) стадии, контроль непо- средственно инвестиционной стадии (инвестирование).
Разработана классификация субъектов финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности:
по объему полномочий – органы, полномочия которых направлены ис- ключительно на контрольные мероприятия инвестиционной деятельности, то есть субъекты, для которых финансовый контроль является основным видом деятельности, и органы, осуществляющие в числе прочих функциональных задач финансовый контроль в сфере инвестиционной деятельности;
по характеру компетенции – органы общей и органы специальной ком- петенции (Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации1, Управление контроля




1 См.: Постановление Правительства РФ от 6 июля 2008 г. № 510 «О Правитель- ственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Россий- ской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 28, ст. 3382.

иностранных инвестиций Федеральной антимонопольной службы1, Департа- мент коллективных инвестиций и доверительного управления Центрального банка РФ2 и др.);
по объекту контроля – органы, осуществляющие финансовый контроль в сфере ценных бумаг; органы, осуществляющие финансовый контроль в капи- тальном строительстве, и т.п.;
по объему властных полномочий – федеральные, региональные, местные органы;
по формам, методам и видам контрольных мероприятий – органы, прово- дящие финансовый контроль в форме проверки, ревизии, обследования, санк- ционирования операций, экспертизы инвестиционного проекта с применением общенаучных методов познания, инвентаризации и некоторых других;
по ведомственной принадлежности контролирующих субъектов к подкон- трольной организации – органы внешнего и органы внутреннего контроля;
по длительности проводимых контрольных мероприятий – субъекты, осуществляющие краткосрочный контроль, и субъекты, осуществляющие долгосрочный контроль.
Установлена необходимость законодательного закрепления и разгра- ничения внешнего и внутреннего финансового контроля в сфере инвестици- онной деятельности.
Внешний финансовый контроль в сфере инвестиционной деятельности представляет собой инициируемый контролирующим субъектом в лице гос- ударственных и муниципальных (исполнительных, представительных) ор- ганов процесс проверки обеспечения и исполнения реализации всех управ-




1 См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» (с изм. от 2 марта 2015 г. № 187). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2014).
2 См.: Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. № 242-П «Об организации
внутреннего контроля в  кредитных  организациях  и  банковских  группах»  (с  изм.  от  24 апреля 2014 г. № 3241-У) // Вестник Банка России. 2004. № 7; 2014. № 63.

ленческих решений в сфере инвестиционной деятельности с целью реализа- ции эффективной инвестиционно-правовой политики.
Внутренний финансовый контроль в сфере инвестиционной деятельно- сти предлагается определять как организуемый силами контролируемого субъекта процесс проверки реализации исполнения и обеспечения всех управленческих решений в сфере инвестиционной деятельности с целью осуществления эффективной инвестиционно-правовой политики.
Сформулирован ряд предложений по совершенствованию законода- тельства, в частности, внесение изменений в главу 26 Бюджетного кодекса РФ посредством изложения статей 266.1, 267.1 в следующей редакции:
«Статья 266.1. Контролируемые субъекты государственного (муници- пального) финансового контроля
1. Контролируемыми субъектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее – субъекты контроля) являются: ...»;
«Статья 267.1. Формы осуществления государственного (муниципально- го) финансового контроля
Формами осуществления государственного (муниципального) финан- сового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирова- ние операций, экспертиза».
Теоретическая и практическая значимость исследования. Содержа- щиеся в настоящей работе выводы и предложения призваны способствовать развитию теории финансового права в части правового регулирования финан- сового контроля и инвестиционных процессов как разновидности финансовой деятельности. Научная значимость диссертации определяется актуальностью проблем внутренней финансово-правовой и экономической политики Россий- ской Федерации. Теоретические выводы могут быть применены в научно- исследовательской работе, в процессе преподавания учебных курсов «Финан- совое право», «Налоговое право», «Финансовый контроль», «Правовое регу- лирование инвестиционной деятельности» в юридических вузах и на юриди- ческих факультетах вузов.

Практическая значимость исследования состоит также и в том, что ре- зультаты изыскания могут быть использованы в нормотворческой деятельно- сти для совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения по осуществлению финансового кон- троля в рамках инвестиционной деятельности, а также в правоприменитель- ной практике в обозначенной сфере.
Обоснованность и достоверность результатов работы обусловлены методологией, сформулированной целью и решенными задачами, определен- ными объектом и предметом исследования, широким спектром использован- ных библиографических источников; эмпирической базой. Основные наибо- лее значимые положения финансово-правовой теории, касающиеся понятия
«финансовый контроль в сфере инвестиционной деятельности», комплексно исследованы и критически оценены с позиции их соответствия положениям правовой теории, законодательства и правоприменительной практики.
Апробация результатов исследования. Основные положения, сфор- мулированные в диссертации, рецензировались, обсуждены и одобрены на заседании кафедры финансового, налогового и банковского права Самарско- го филиала ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет». Полученные научные результаты апробированы посредством участия автора в международных научно-практических конференциях: Международ- ная научно-практическая конференция «Проблемы  эффективности  права» (г. Курск,	РОСИ,	26–27	ноября	2010	г.);	Международная	научно- практическая конференция «Право и его реализация в XXI веке» (г. Саратов, СГЮА, 29–30 сентября 2011 г.); Международная научно-практическая кон- ференция «Проблемы теории и юридической практики в России» (г. Самара, СГЭУ, 19–20 мая 2011 г.); Международная заочная научно-практическая конференция «Вопросы современного  права»  (г.  Новосибирск, 5  марта 2012 г.); Международная научно-практическая конференция «Финансовое право: прошлое, настоящее, будущее», посвященная 85-летию доктора юри-

дических   наук,   профессора,   академика   МАН   ВШ   Н.И.   Химичевой   (г. Саратов, СГЮА, 18 сентября 2013 г.).
Результаты диссертационного исследования используются автором в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по дисциплинам «Финансовое право», «Валютное право», «Налоговое право»,
«Финансовый контроль», «Правовое регулирование инвестиционной деятель- ности» в Самарском филиале ГБОУ ВПО «Московский городской педагогиче- ский университет».
Основные положения настоящей работы изложены в девяти опублико- ванных научных статьях, четыре из которых помещены в российских рецензи- руемых научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комис- сией при Министерстве образования и науки РФ для опубликования результа- тов докторских и кандидатских диссертаций.
Структура диссертационного исследования обусловлена целью и за- дачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использован- ных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Основные этапы возникновения и развития финансового контроля в России

Изучение основных этапов развития финансового контроля не только с правовой, но и с исторической позиции позволяет ответить на вопросы, ка- сающиеся причин возникновения и развития финансово-правовых отноше- ний, а также учесть прошлые ошибки с целью избежания их в будущем. Суть любого предмета требует его многоаспектного изучения.
Большинство исследований ученых относительно анализируемого во- проса насыщено сухими фактами: в таком-то году было создано контрольное учреждение под таким-то названием, описанию подлежат его функции, зада- чи. Подобным образом очерчивается и вся периодизация, хронология собы- тий. Непосредственно анализу, выявлению проблемных и спорных вопросов посвящена лишь малая часть работ.
Можно полагать, что как и многие процессы, которые неизбежно скла- дываются при образовании государства, контроль появился одновременно с возникновением государства. В данном случае можно говорить о процессе становления контроля, который понимается в широком смысле, охватываю- щем и органы и саму процедуру. При придании контролю значения органов следует иначе определять период его зарождения.
Большинство авторов сходятся в едином мнении, согласно которому фи- нансовый контроль возник с момента создания Счетного приказа или Прика- за счетных дел – первого органа финансового контроля1. Исключением яв-


1 См., например: Степашин С.В. Государственный финансовый контроль в России: прошлое, настоящее и будущее // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 5. С. 13.

ляются точки зрения некоторых исследователей в данной области1. Проблема заключается в расхождении взглядов ученых на дату создания Счетного при- каза, и как следствие, образования финансового контроля: большинство их определяют исходной датой 1656 г.2, другие указывают на 1654 г.3, третьи – на 1622 г.4 В научной литературе превалирует позиция, согласно которой возникновение финансового контроля отождествляется с образованием Счетного приказа. В связи с этим отправной точкой в развитии изучаемого явления можно рассматривать 10 марта 1656 г. Эта дата определена в Распо- ряжении Президента РФ5, поэтому следует исходить из положений, установ- ленных государством. Учитывая сказанное, можно предположить, что фи- нансовый контроль как институт возник в России в 1656 г. Как явление фи- нансовый контроль складывался одновременно с образованием государства, поскольку один из признаков государства – наличие налогов, уплата которых свидетельствует о существовании финансовых правоотношений, и как след- ствие, финансового контроля.
Иной точки зрения придерживается И.Б. Лагутин, который отождествля- ет возникновение финансового контроля с появлением первого финансово- контрольного органа6. Указанное представление разделяет и Ю.В. Гинзбург7.

1 См., например: Коломытцева О.Н. История зарождения государственного  контроля в дореволюционной России // История государства и права. 2007. № 7. С. 19.
2 См., например: Трубников В.М. Становление финансового контроля в России // Финансовое право. 2013. № 7. С. 42.
3 См., например: Данилевский Ю.А., Овсянников Л.Н. Государственный финансовый
контроль в России // Бухгалтерский учет. 2002. № 16. С. 3.
4 См., например: Владимиров В.В. Об особенностях деятельности органов государственного финансового контроля в Российской Федерации. Доступ из СПС
«КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.01.2015).
5 См.: Распоряжение Президента РФ от 14 февраля 2006 г. № 65-рп «О праздновании 350-летия установления государственного финансового контроля в России» // СЗ РФ. 2006. № 8, ст. 916.
6 См.: Лагутин И.Б. О становлении института финансового контроля в России: к 200-летию Государственного контроля // Государственный контроль. 1811–2011: сб. науч. тр., посвящ. 200-летию Государственного контроля / отв. ред. И.Б. Лагутин. Курск; М., 2011. С. 7–8.
7   Гинзбург	Ю.В.	Институт	финансового	контроля	в	Российской	империи:
дискуссионные проблемы возникновения // Государственный контроль. 1811–2011: сб. науч. тр., посвящ. 200-летию Государственного контроля / отв. ред. И.Б. Лагутин. Курск; М., 2011. С. 50.

Что касается нормативного закрепления, то в среде ученых принято счи- тать, что первым официальным документом, регламентировавшим деятель- ность финансового контроля, стал Закон «О Государственном контроле»1.
Думается, создание Приказов было первой «официальной» ступенью в развитии контрольной деятельности.
Значительное развитие финансового контроля приходится на 1699 г. и связано с образованием Ближней канцелярии, затем в 1711 г. – Правитель- ствующего Сената2. Канцелярия осуществляла контроль над государствен- ными органами, в частности над Приказами, в виде проверки ведомостей о доходах и расходах; ревизии «в форме сенатского инспектирования»3. Ос- новная функция Ближней канцелярии – осуществление государственного финансового контроля4 – через некоторое время перешла Сенату, однако вскоре было восстановлено первоначальное положение.
Видится неоправданной замена Счетного приказа Ближней Канцелярией при переходе контроля в ведение Сената. Понятно, что произошла смена правителей, и как следствие, изменились названия прежних органов, были созданы новые органы. Вероятно, необходимо было оставить контрольные функции за Канцелярией. Беспорядок вносила сама верхушка власти, «раз- брасывая» полномочия по контролю по различным ведомствам.
Указ «О послушании всех Сенату и его указам» от 2 марта 1711 г. прида- вал Сенату первостепенное значение5. Указ «О функциях Правительствую- щего Сената» регламентировал обязанности ведомства, которые составлял кроме прочего и контроль за государственными расходами6.

1 См.: Свод законов Российской империи. СПб., 1892. Т. 1. Ч. 2.
2	См.:	Соловьев	С.М.	История	России	с	древнейших	времен.	URL: http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm (дата обращения: 23.01.2015).
3 Савченко Н.А. Институт сенатского инспектирования в системе органов государственного надзора Российской империи (XIX – начало XX в.) // История государства и права. 2010. № 18. С. 14.
4 См.: Ялбулганов А.А. Организационно-правовые основы финансового контроля в российской армии ХIX – начало XX в.: дис. … д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 21.
5 См.: Полное собрание законов Российской Империи (далее – ПСЗ РИ). 1830. Т. 1.
6	См.:	Ежов	М.В.,	Ежова	Г.В.	История	государственного	управления	и государственной службы России: учеб. пособ. СПб., 2004. С. 118.

Ближнюю канцелярию заменила Ревизион-коллегия, позже вошедшая в со- став Сената. Ревизион-коллегия была учреждена в 1718 г., а с 1720 г. заняла вершину контроля над нижестоящими органами в соответствующей сфере1.
«Это был первый в истории страны специализированный орган финансового контроля», – считает Ю.В. Гинзбург2. Деятельность Коллегии сосредоточива- лась на суде коррумпированных чин.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%